Шизофренический или диссоциативный комплекс это

Шизофренический или диссоциативный комплекс это

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Патопсихологические симптомокомплексы
Лекции и практикум по психологии — Патопсихология

Патопсихологический симптомокомплекс (синдром) – совокупность нарушений (особенностей) познавательных процессов, эмоциональных и поведенческих реакций, относительно специфичных для той или иной нозологии, имеющих в своей основе ряд системообразующих факторов и интегративных психологических механизмов.

Типы патопсихологических симптомокомплексов (синдромов)

Основными типами патопсихологических симптомокомплексов являются следующие: шизофренический (диссоциативный), органический, психопатический (личностно-аномальный), олигофренический и синдром психогенной дезорганизации психической деятельности.
Для шизофренического (диссоциативного) симптомокомплекса наиболее характерными являются нарушения мыслительной деятельности, детерминированные личностной уплощенностью, изменениями смыслообразующей функции мотивов. Эти основные расстройства проявляются при патопсихологическом исследовании в виде:
• нецеленаправленности мыслительного процесса;
• непоследовательности суждений;
• специфического эмоционально выхолощенного и бесплодного резонерства, символики;
• искажений процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков;
• актуализации слабых и латентных признаков предметов и понятий;
• феноменов патологического полисемантизма, причудливости, неадекватности и, выхолощенности ассоциаций, фрагментарности восприятия;
• своеобразных динамических нарушений внимания и умственной работоспособности;
• нарушений критичности мышления;
• неадекватной самооценки.
«Ядром» патопсихологических нарушений органического симптомокомплекса выступают изменения в операциональной сфере мышления и мнестических процессах по типу снижения интеллектуальных и мнестических возможностей испытуемых при относительной сохранности личностно-мотивационного компонента мышления, достаточной адекватности эмоциональных реакций. В эксперименте отмечается:
• выраженная тенденция к образованию конкретно-ситуационных связей;
• обстоятельность суждений в сочетании со снижением всех видов запоминания;
• замедленность, стереотипность ассоциаций;
• нарушением умственной работоспособности с лабильностью внимания;
• субъективная утомляемость;
• нарушения активности и колебания качества ответов по мере увеличения интеллектуальной нагрузки;
• снижение возможности критической оценки ситуации при относительно сохранной самооценке.
Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс патопсихологических расстройств складывается из:
• нарушений самооценки;
• неадекватного уровня притязаний (чаще завышенного);
• расстройств прогностической и регуляторной функции мышления со своеобразным эмоционально насыщенным рассуждательством (резонерством);
• неустойчивости мотивации в процессе обобщения;
• выраженной аффективной логики суждений при затрагивании наиболее личностно значимых тем;
• явлений парциальной некритичности при оценке своего противоправного поведения и ситуации.
В олигофренический симптомокомплекс входят такие проявления:
• неспособность к обучению и формированию понятий;
• дефицит интеллекта;
• дефицит общих сведений и знаний;
• примитивность и конкретность мышления;
• неспособность к абстрагированию;
• повышенная внушаемость;
• эмоциональные расстройства.
Основу патопсихологического синдрома психогенной дезорганизации психической деятельности, свойственного реактивным психозам, составляют:
• аффективной ситуационной обусловленности поведения;
• характерные признаки специфической хаотичности, ненаправленности деятельности;
• своеобразные «искажения» процесса обобщения с выделением аффективно значимых признаков предметов, с аффективно обусловленными задержками, затруднениями, нарушениями в операциях опосредования, абстрагирования;
• снижение уровня обобщения, чаще динамического характера (выделение конкретных признаков);
• затруднения при понимании логических связей событий;
• неспособность осмысления относительно несложных наглядно-образных ситуаций с искаженной переработкой сюжета, вытеснением эмоционально значимого (отрицательно окрашенного) компонента;
• нарушения праксиса привычных навыков (с явлениями апраксии);
• нарушения памяти (всех ее видов: оперативной, кратковременной, отсроченной; непосредственного и опосредованного запоминания), сочетающиеся с трудностями переключения внимания, замедленным и неравномерным темпом психической деятельности.
Не все компоненты, не все симптомы, описанные выше, могут быть определены в том или ином симптомокомплексе в обязательном порядке, и с равной степенью выраженности. Однако всегда обнаруживается его «ядро». Например, нарушение селективности познавательных процессов (при шизофреническом синдроме), снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности (при органическом), аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний (при психопатическом), реактивная дезорганизация умственной деятельности (при психогенном).

Перечень ригистр-синдромов дополнил В.М. Блейхер (1996):

I – шизофренический;
II – аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
III – олигофренический;
IV – экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга – церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);
V – эндогенно-органический (в клинике – истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);
VI – личностно-аномальный (в клинике – акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);
VII – психогенно-психотический (в клинике – реактивные психозы);
VIII – психогенно-невротический (в клинике – неврозы и невротические реакции).

Литература:
1. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 38–44.
2. Кудрявцев, И.А. О диагностической информативности некоторых патопсихологических синдромов / И.А. Кудрявцев // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1982. – № 12. – С. 1814–1818.
3. Кудрявцев, И.А. Патопсихологические симптомокомплексы нарушений познавательной деятельности при психических заболеваниях: факторная структура и диагностическая информативность. / И.А. Кудрявцев, Ф.С.Сафуанов// Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1989. – № 6. – С. 86–92.
4. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 1998. – С. 28–30.
5. Особенности патопсихологической квалификации результатов экспериментально-психологического исследования в условиях судебно-психиатрической экспертизы. Методические рекомендации. – М.: НИИ ОИСП им. В.П.Сербского, 1985. – 27 с.
Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

Шизофренический синдром (шизофренический симптомокомплекс)

Шизофренический, или диссоциативный, симптомо-комплекс, выявляемый в ходе экспериментально-психо­логического исследования, складывается из таких лично-стно-мотивационных расстройств, как изменение струк­туры иерархии мотивов, нарушение целенаправленности мышления (резонерство, разноплановость и др.), эмо­ционально-волевых расстройств (уплощение и диссо­циация эмоций, парабулни и др.), изменения самооценки и самосознания (аутизм, отчужденность и др.).

Для шизофренического симптомокомплекса наибо­лее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-мо-тивационной и операционально-процессуальной сфер мышления, что проявляется в нецеленаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхоло­щенном резонерстве, ригидном схематизме, символи­ке, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, актуализа­ции латентных признаков предметов и явлений, фено­мене патологического полисемантизма.

«Ядром» шизофренического патопсихологического синдрома выступают нарушения селективности инфор­мации. Основными системообразующими факторами шизофренического патопсихологического симптомо­комплекса, по мнению Г. Н. Носачева, Д. В. Романова, являются нарушение селективности психических про­цессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивациошюй активности, искажение и обеднение эмоционального реагирования, снижение целенаправленности психической активности.

• Структура синдрома складывается из специфи­ческих особенностей когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер.

. • Когнитивная сфера включает в себя ряд характер­ных признаков, по которым различаются как воспри­ятия, так и процессы внимания, памяти, мышления.

Восприятие во многих случаях является начальным признаком шизофренических изменений; он предшест­вует появлению специфических особенностей мышле­ния и эмоциональности больного. При нарушении мо­тивациошюй стороны восприятия снижается интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элемен­тов действительности может приводить к ограннченно-.сти, нереалистичности, фантастичности восприятия. Нарушения восприятия при шизофрении легко обнару­живаются при выполнении теста Роршаха. Диссоциа­тивный процесс проявляется на уровне восприятия ^продуцированием расщепленных, фрагментарных, дис­социированных образов Так, ‘при выполнении теста Роршаха больные демонстируют, как правило, три па­тологические категории образов: образы дефицитар-пые («человек без головы», «пиджак без рукавов», «тигр без хвоста»); образы диссоциативные («раздавленное животное», «расплющенная кошка», «раскатанные по асфальту внутренности человека») и образы символи­ческие («торжество справедливости», «наказание зла»). Подобные интерпретаций тесно связаны с характерны­ми для больных шизофренией нарушениями мышления и аффективно-личностными нарушениями.

Внимание при шизофреническом симптомоком-плексе также имеет свои специфические особенности. Как правило, при относительно сохранном интеллек­туальном уровне и относительно сохранной памяти внимание нарушается в значительно большей степени. Характерен диссонанс между большей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением про­извольного внимания. Изменение субъективного зна­чения отдельных элементов действительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внимания варьирует. При иссле­довании внимания пробами Шульте, «счетом с пере­ключением» можно выявить: изменения объема и переключаемости произвольного внимания; отвлекаемость на посторонние раздражители, связанные с формаль­ностью мотива; истощаемость, особенно субъективную, обычно повышенную. Непроизвольное внимание стра­дает меньше, характерно снижение внимания к ошиб­кам, реакциям экспериментатора.

Дополнительные материалы

Алюминия гидроксид (Aluminii hydroxydum) Al(OH)3
Физические свойства: белый, рыхлый, аморфный порошок, практически нерастворим в воде, образуя при этом гель. Растворим при нагревании в разбавленных кислотах и растворах едких щелочей с образованием прозрачного или слабомутного раствора. Получение: алюминия гидроксид получают взаимодействием раствора аммиака с горячим раствором сульфата алюминия или с алюмокалиевыми квасцами при нагревании до 600С: Al2(SO4)3 + 6 NH4OH → 2 Al(OH)3 + 3 (NH4)2SO4 2 KAl(SO4)2 + 6 NH4OH → 2 Al(OH)3 .

Параноидный тип. При этом типе шизофрении преобладают бред и слуховые галлюцинации, связанные с одной темой, особенно с темой величия и преследования.

Дезорганизованный тип. Шизофрения, характеризующаяся непоследовательностью, очень беспорядочным поведением, странным мышлением и уплощенными или неуместными эмоциями.

Кататонический тип. Шизофрению этого типа отличает ступор, неподвижность, отсутствие реагирования, застывание в позе, мутизм и иногда возбужденное, бесцельное поведение.

Недифференцированный тип. Шизофрения, при которой присутствуют явные психотические симптомы, но нет специфических черт шизофрении кататонического, дезорганизованного или параноидного типа.

Искажение процессов обобщения и отвлечения у больных шизофренией особенно легко выявляется при исследовании методикой классификации.Распределение карточек на группы производится больными чрезмерно обобщенно, без связи с реальным содержанием явлений.

Легкость актуализации «слабых», чрезмерно обобщенных признаков обнаруживается, когда больному шизофренией предъявляют карточку, где изображены далекие друг от друга предметы.

Здоровые обследуемые в таких случаях либо отказываются выполнить задание, говоря, что эта карточка не содержит изображений трех предметов, которые можно было бы обобщить, либо дают обусловлено-формальное решение («если вы настаиваете, то можно так. но это неправильно»). Больные шизофренией в этих случаях легко производят обобщение и отстаивают правильность решения задачи.

Так, например, предъявляется карточка, на которой нарисованы роза, яблоко, шуба, книга.

Больной С: «Роза, яблоко и книга имеют листья».

Больной О.: «Если в грамматике разбираться, то книга, роза, и шуба женского рода, а яблоко — среднего рода».

При исследовании методикой исключения нередко у больных шизофренией обнаруживаются явления разноплановости мышления (проявление нарушения целенаправленности мышления). Одно и то же задание больной выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). При этом предпочтение какому-либо решению не отдается.

Случайные, неадекватные ассоциации обнаруживаются в пиктограммах больных шизофренией. При исследовании методикой пиктограмм больных шизофренией нередко отмечается своеобразная легкость, с которой они подбирают образы для опосредования. Пиктограммы, особенно к словам абстрактного содержания, не представляют для них такой трудности, как для больных с интеллектуальной недостаточностью вследствие органического поражения мозга.

С преобладанием случайных, несущественных ассоциаций, с актуализацией «слабых» признаков предметов и явлений связаны и наблюдающиеся у больных шизофренией явления бесплодного мудрствования — резонерства.

В структуре резонерства выделяют следующие компоненты:

слабость суждений (выхолощенность ассоциаций, потеря целенаправленности, соскальзывания);

непременные условия возникновения резонерства — аффективные изменения, проявляющиеся в неадекватности выбора предмета обсуждения, в претенциозно-оценочной позиции больного, склонности к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения, к многоречивости, многозначительности, и своеобразному неуместному пафосу высказываний.

В тех случаях, когда ошибочные суждения единичны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Б. В. Зейгарник (1962) относит соскальзывания к нарушениям логического хода мышления и характеризует их следующим образом: правильно решая какое-либо задание или адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждение последовательно, не исправляя допущенной ошибки.

В целом мышление больных лишено конкретности, реальности и, будучи оторвано от действительности, характеризуется отвлеченностью, абстрактностью. При одной и той же ситуации реакция шизофреников каждый раз оказывается иной и всегда неожиданной и непонятной.

В наибольшей степени при шизофрении поражаются эмоциональная и волевая сферы. Эмоциональное снижение начинается с нарастающей эмоциональной холодности больных к своим родным и другим близким людям, безразличия к окружающему, безучастности к тому, что непосредственно относится к больному, утраты прежних интересов и увлечений. Безразличие к окружающему и мнению других людей может проявиться неряшливостью и нечистоплотностью в одежде и в быту.

Некоторые больные шизофренией осознают свою измененность. Они жалуются на то, что потеряли способность радоваться жизни, любить, волноваться и страдать, как раньше. То, что их теперь ничто не интере­сует, некоторые больные тоже осознают, но ничего не могут поделать, чтобы что-то изменить и по-другому относиться к своим близким, так как управлять ни своими эмоциями, ни поведением больной шизофренией не может.

У некоторых больных наблюдается эмоциональная амбивалентность — то есть одновременное существование двух противоположных эмоций: например, любви и ненависти, интереса и отвращения.

Может быть диссоциация эмоциональной сферы — больной смеется при печальном событии или плачет при радостном. Больные могут быть равнодушны к горю своих родных, тяжелой утрате и печалиться, увидев растоптанный цветок или больное животное.

Все эмоциональные проявления ослабевают. Вначале бывает уплоще­ние, притупление эмоций, а затем развивается эмоциональная тупость.Это состояние необратимо.

Одновременно с эмоциональным может происходить и волевое оску­дение. В самых выраженных случаях волевые нарушения называются абулией (дословно означает безволие).

На начальных этапах абулия проявляется падением активности, бездеятельностью, снижением интереса ко всему. При утяжелении абулии больных ничто не волнует и не интересует, у них отсутствуют реальные планы на будущее, они не проявляют интереса к своей дальнейшей судьбе, им все безразлично. Окружающее тоже не привлекает их внимания, больные целыми днями молча и безучастно лежат в постели или сидят в одной позе. Аутизм (от греческого «autos» — сам) — утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир, в свои переживания. Это не просто замкнутость, которая бывает при шизоидной психопатии и некоторых других личностных расстройствах. Аутистичным на ранних этапах шизофрении может быть и человек, формально контактирующий с окружающими, но в свой внутренний мир он никого не пускает: он закрыт для всех, включая самых близких больному людей.

В определенной степени об аффективно-личностных нарушениях можно судить по результатам методик, направленных на изучение характера ассоциаций (словесный эксперимент, пиктограммы, личностным опросникам (ММРI), проективным методикам: ТАТ, апперцептивный тест Роршаха и др.

Читайте также:  Причины повышения в крови рфмк
Ссылка на основную публикацию
Чувство тошноты по вечерам
Тошнота и рвота сопровождают множество болезней, а в некоторых случаях присоединение данной симптоматики свидетельствует об ухудшении состояния здоровья. Однако зачастую...
Что такое псориаз и как он выглядит фото
Псориаз - это хроническое воспалительное заболевание кожи и суставов, характеризующееся сложными изменениями процесса роста и отмирания эпидермиса, а также биохимическими,...
Что такое пульмонология в медицине
Пульмонолог занимается профилактикой, диагностикой и лечением заболеваний органов дыхательной системы. Прием пульмонолога Профилактическая пульмонология Главная Взрослая клиника Пульмонология Пульмонолог Описание...
Чувство тревоги и беспокойства ночью
Панические атаки ночью могут приводить к временному параличу и беспричинному страху. Подобное состояние будет мешать полноценно отдыхать, это приведет к...
Adblock detector