Признаки отклоняющееся поведение

Признаки отклоняющееся поведение

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное , еще одно его название – делинквентное . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение . Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.
Читайте также:  Hla совместимость супругов инвитро

В среде современных подростков отчетливо прослеживается тенденция к активному распространению такой модели поведения, которая противоречит общепринятым нормам и правилам, но используется детьми как средство самовыражения и удовлетворения своих потребностей. Какое же поведение получило название «девиантное»?

Девиантное поведение что это

Девиантное поведение – это совокупность действий человека, которые составляют основу модели поведения и реагирования и идут в разрез с нормами поведения в социуме. Оно нарушает привычные условия социального взаимодействия. Действующим законодательством предусмотрены санкции за такие проявления.

В социологии под девиантным поступком понимается действительная угроза жизни и здоровью человека в той или иной обстановке.

Медики, трактуя явление девиантного поведения, делают акцент на нарушении человеком стандартов межличностного взаимодействия в результате отклонений в психическом развитии.

В педагогике и психологии девиантное поведение ассоциируется с нарушением социальных нравственных норм, пренебрежением культурными ценностями. Педагоги полагают, что нарушение норм и правил может быть единичным случаем, который не повторится после воспитательной беседы с подростком. Однако при отсутствии наказания за проступки такая модель поведения закрепляется и становится привычным стереотипом реагирования личности на внешние раздражители.

Психологи убеждены, что появление девиаций в поведении неслучайно, чаще всего свойственно подросткам – переходный возраст характеризуется гормональной бурей, неравномерными темпами развития личностных структур, возникновением внутриличностных конфликтов. Это время напряженных отношений с родителями. Желая показать свою взрослость, самостоятельность и независимость, подросток ведет себя вызывающе.

Дополнительная информация. Девиант – это, как правило, подросток. Пик девиантных проявлений приходится на возраст 13-16 лет. Статистические данные психологических исследований свидетельствуют о том, что после 18 лет склонность к девиантному поведению проходит.

Определение девиаций

Девиация – это в психологии отклонение от стандарта. Это нарушение норм существования и деятельности человека. Это протест против установленных правил. Девиацией является отказ человека от следования стереотипам, таящий угрозу для окружающих и для самого человека. Противоположным понятием для девиации выступает конформность.

В условиях социума девиации проявляются невежеством, наркоманией, алкоголизмом, клептоманией, революционными актами. Причиной девиаций являются трудности социализации индивида.

Внимание! Девиации бывают не только отрицательными, но и положительными. Так, например, к положительным девиациям относят проявление творческих способностей, одаренность, инновации в той или иной сфере. Однако как негативные, так и положительные девиации вызывают настороженное, неодобрительное отношение со стороны окружающих.

Причины возникновения девиации у личности

Среди основных причин девиантного поведения выделяются:

  • Гормональная буря и половое созревание. Эти процессы могут сопровождаться эмоциональными вспышками, патологиями полового влечения, неуверенностью в себе, адаптационными трудностями, импульсивностью, быстрой сменой настроения, ранним чувством взрослости.
  • Болезненное восприятие критики. Ситуация усугубляется скачкообразным характером физиологического развития подростка: из-за внешней непропорциональности, угловатости, прыщей подростки комплексуют и могут не контролировать свои реакции, если речь заходит об их внешности.
  • Жестокое обращение с подростком со стороны сверстников или родителей.
  • Акцентуации характера, негативные личностные черты.
  • Наличие задержки психического развития или психопатологий.
  • Подростковое упрямство, стремление ребенка доказать всем, чего он на самом деле стоит и на что способен. Подростки яростно отстаивают право на свободу и самостоятельность.
  • Стремление к расширению круга друзей.

  • Генетическая предрасположенность. Неблагополучная обстановка в семье, воспитание ребенка в неполной семье создают условия для деформации нравственных устоев подрастающего человека.
  • Бесконтрольность школьника, малое участие родителей в жизни подростка. Часто слабый контроль со стороны родителей приводит к тому, что подросток рано пробует алкоголь и начинает курить. Это чревато тем, что возрастает риск употребления подростком психотропных веществ. Подростки не могут отказаться от сигареты, стопки или наркотиков, так как сверстники для них много значат. Кроме того, подростки пробуют запрещенные продукты из любопытства, полагая, что смогут в дальнейшем полностью от них отказаться, если захотят.

Симптоматика и признаки девиантного поведения

Поступки, отклоняющиеся от нормы, характеризуются следующими признаками:

  • Трудности социальной адаптации;
  • Переход противоправных поступков в стойкую модель поведения;
  • Разрушающий или самоповреждающий характер действий человека;
  • Поведенческие реакции девианта вызывают негативную оценку и осуждение окружающих.

Внимание! Девиации нельзя приравнивать к попыткам самовыражения, называть эксцентричностью и объяснять индивидуальными особенностями. В отличие от других личностных и возрастных особенностей, они всегда приносят вред самому человеку и социуму.

Классификация девиаций по виду подхода к проблеме

В научной литературе принято классифицировать отклонения в зависимости от подхода к их изучению.

Социально-правовой подход

Согласно социально-правовому подходу, к девиантным формам поведения относятся все поступки, за которые предусмотрено наказание, так как они расцениваются как нарушение закона. Они в праве признаются общественно опасными и подразделяются на дисциплинарные проступки, преступления и деликты.

Мера наказания за противоправные действия выбирается в зависимости от степени тяжести совершенного деяния. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за преступления:

  • Легкой степени тяжести;
  • Средней степени тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Социально-правовой подход также разделяет преступления в зависимости от характера действий. Выделяются:

  • Преступления против личности;

Преступление против личности

  • Преступления против органов государственной власти;
  • Преступления против безопасности;
  • Преступления против воинской службы;
  • Экономические преступления.

Медицинский подход

Медицинский подход за основу классификации девиантного поведения берет физиологические особенности подросткового возраста, акцентуации характера и измерение нервно-психических отклонений, извращенные формы психобиологических потребностей. Сторонники этого подхода убеждены, что девиации в поведении не исчезнут сами собой, нужно обращаться за помощью к специалистам.

Согласно медицинскому подходу, принято выделять такие формы отклоняющегося поведения, как:

  • Психическая неустойчивость, проявляющаяся в ярком эмоциональном реагировании;
  • Исступленный гнев;
  • Различные фобии;
  • Гиперактивность;
  • Воровство;
  • Склонность ко лжи;
  • Жестокое обращение с животными;
  • Негативизм;
  • Бродяжничество.
Читайте также:  Лазерная подтяжка грудных желез

Психологический подход

В основу классификации девиантного поведения в психологическом подходе положены социально-психологические характеристики его разновидностей. Психологи выделяют такие типы девиантного поведения, как:

  • Негативный тип (употребление наркотиков, спиртных напитков);
  • Позитивный тип (все виды творчества и позитивного самовыражения подростков);
  • Социально-нейтральный тип (попрошайничество).

Классификация по структуре девиантного поведения

По структуре девиации принято подразделять на антиморальные, аддиктивные, делинквентные, суицидальные.

Аддиктивное поведение

Его основу составляет стремление избавиться от психологического дискомфорта с помощью таких средств, как игромания, алкоголь, трудоголизм, переедание. Аддиктивная девиантность – это зависимость, подчиненность мыслей и действий определенному объекту. При данной разновидности отклоняющегося поведения человек не способен к самоконтролю поступков и увлечений.

Делинквентное поведение

Такая модель реагирования таит в себе угрозу для жизни и здоровья людей. Так называются преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Антиморальное поведение

Это девиантная разновидность нарушения нравственных и моральных устоев общества. Рамки морали очень индивидуальны: для одного человека ненормативная лексика недопустима, так как он считает ее антиморальной, для другого это привычный стиль общения.

Самоубийство

Суицидальное поведение – это форма мышления, при которой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, предпочитает прекратить попытки справиться с ней, сведя счеты с жизнью. Попытка самоубийства относится к факторам риска – после нее подросток будет состоять на учете у клинического психолога и психиатра.

Профилактика отклоняющегося поведения

Профилактика отклоняющегося поведения – это одно из основных направлений воспитательной работы школы. Профилактика бывает 2 видов: общая и специальная. Схема общей профилактики предполагает вовлечение всех учеников школы в воспитательные мероприятия, предупреждение неуспеваемости. Специальная профилактика основана на выявлении детей группы риска и работе с ними.

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения – это одно из направлений работы психолога. Сначала определяются причины, в результате которых ребенок стал отклоняться от нормы. В зависимости от причины девиаций, психолог выбирает методы работы с несовершеннолетним. Работа направлена на формирование учебной мотивации, системы ценностей и личностных установок и общую коррекцию поведения.

Успех психологических мероприятий зависит от волевых качеств подростка, его внушаемости и заинтересованности в положительных переменах. Благоприятная атмосфера в семье также очень важна для позитивных изменений.

По итогам курса занятий специалист дает краткие рекомендации родителям по организации общения с подростком. Это означает, что на консультации ходит не только подросток, но и его законные представители.

Важно! Для формирования социально одобряемого поведения у подростка крайне важен положительный пример. Признаки проблемы нельзя игнорировать. Даже если в поведении ребенка появились девиации, их можно исправить, если не откладывать визит к специалистам.

Видео

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта.

Формы отклоняющегося от нормы поведения.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие

Абстиненция — это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление — это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,

Возрастные особенности детей 13-15 лет

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);
2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.

Биологический фактор в развитии подростка.

В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
Как следствие:
— формируется половое влечение,
— резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость),
— неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Читайте также:  Какой процесс происходит в 12 перстной кишки

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

Половые отличия в общении:
— мальчики менее общительны,
— девочки тянутся к мальчикам старше себя.

Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.

Взаимоотношения с взрослыми.
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. [16]

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами

становления девиантного поведения являются:

• возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

• проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

• проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

• рецидивы противозаконных действий;

• накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

• включение в группу с асоциальным поведением;

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Негативная личностная позиция самого ребенка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее

в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

Ссылка на основную публикацию
Признаки менингококковой инфекции у взрослых
Менингококковая инфекция занимает важное место в инфекционной патологии, что определяется: легкостью распространения заболевания, в основном воздушно-капельным путем - при кашле,...
Прижигание носовых сосудов
Отклонения от нормы функционирования сосудов в слизистой оболочке носовых проходов – частая причина возникновения атрофии слизистого эпителия и причина тяжелых...
Признаками утопления являются
Утопление. Истинное ( мокрое ) утопление. Асфиксическое ( сухое ) утопление. Синкопальный тип утопления ( смерть в воде ). Неотложная...
Признаки мультифолликулярных яичников что это значит
Медицинский портал о здоровье и красоте Репродуктивное здоровье женщины зависит от полноценного функционирования яичников. Они являются железами смешанной секреции –...
Adblock detector