Этапы взросления подростка

Этапы взросления подростка

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Что значит быть подростком?

  • Печать

Процесс взросления детей всегда сопряжён с развитием общества и социальной средой, в условиях которой происходит развитие личности ребёнка. Особенно влияние среды сказывается на подростках, т. к. данный период связан с изменением мироощущения и сознания, а организм подвержен существенным физиологическим изменениям.

Классный час «Что значит быть подростком?» направлен на формирование представлений школьников об особенностях переходного периода. Данные знания необходимы ребёнку для того, чтобы успешно преодолеть трудности подросткового возраста. Формат беседы с элементами групповой работы предполагает размышления ребят на поставленные вопросы, связанные с темой классного часа.

Автор: С.В. Тесёлкина

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Что значит быть подростком?»
для обучающихся 7−9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Цель: создание педагогических условий для систематизации знаний школьников об особенностях подросткового возраста.

Задачи:

  • дать определение понятию «подростки», определить границы и особенности подросткового возраста;
  • сформулировать основные отличительные черты подростков и взрослых;
  • познакомить школьников с «жизненными задачами юности», обсудить их актуальность;
  • найти ответ на главный вопрос классного часа «Что значит быть подростком?»;
  • развивать умение школьников размышлять над поставленными вопросами и обоснованно высказывать собственную точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.

Учитель: Вся наша жизнь состоит из разных этапов взросления. Каждый этап жизни человека, словно новая ступень лестницы, по которой он движется. На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе. Двигаясь вперёд, он растёт, развивается, набирается жизненного опыта, меняет свои взгляды и убеждения.

Но среди всех этапов жизни человека есть период, который называется переходным.

Вопрос: «О каком периоде идёт речь?»

Предполагаемый ответ: «О подростковом».

Учитель: «Тема нашего классного часа «Что значит быть подростком?»

Вопрос: «А кто такие подростки − взрослые или дети?»

Подростки − это молодые люди, находящиеся на этапе взросления, они уже не являются детьми, но и взрослыми их тоже назвать ещё нельзя.

Вопрос: «Какой возраст считается подростковым?»

Предполагаемый ответ: «Возраст человека от 10 до 15 лет».

Учитель подводит итог: «Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 10−12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет. Границы подросткового возраста не устанавливаются чётко, у каждого подростка они индивидуальны».

Учитель:

  • «Чем подросток отличается от ребёнка?»
  • «Что отличает подростка от взрослого?»
  • «Что объединяет всех подростков?»
  • «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Чтобы ответить на поставленные вопросы, учитель предлагает школьникам поработать в группах (класс делится на 4 группы).

Школьники обсуждают обозначенные учителем вопросы в группах (время на работу 5−6 минут).

Задача I группы − ответить на вопрос «Чем подросток отличается от ребёнка?»;

Задача II группы − ответить на вопрос «Что отличает подростка от взрослого?»;

Задача III группы − ответить на вопрос «Что объединяет всех подростков?»;

Задача IV группы – ответить на вопрос «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Учитель поочередно заслушивает мнения школьников по обозначенным вопросам (выступает один человек от группы).

После выступления I группы по вопросу «Чем подросток отличается от ребёнка?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Выводы на слайде:

  • подросток в отличие от ребёнка более самостоятелен;
  • он способен сам принимать решение;
  • сам выбирает себе одежду и её стиль;
  • на многие вещи имеет собственную точку зрения;
  • подросток начинает уделять больше внимания своей внешности;
  • появляется первая любовь;
  • более развит физически.

После выступления II группы по вопросу «Что объединяет всех подростков?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Вывод на слайде: «Психологи считают, что всех подростков объединяет одно желание − стать взрослым».

После выступления III группы по вопросу«Что отличает подростка от взрослого?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая мнение школьников.

Выводы на слайде:

  • взрослые люди в отличие от подростка развиты физически, процесс роста остановлен;
  • взрослые люди имеют реальный жизненный опыт, обладают профессиональными знаниями;
  • взрослый человек несёт ответственность не только за себя, но и за других людей;
  • у подростка степень ответственности только формируется;
  • взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества;
  • взрослый человек более самостоятелен, он может принимать решения и менять свой образ жизни.

После выступления IV группы по вопросу «Почему подростковый возраст считается трудным?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Читайте также:  Арт терапия техники и упражнения

Выводы на слайде:

  • организме подростка меняется: формируется взрослый скелет, происходят гормональные изменения, возрастает потребность в сне и пище;
  • подросток зачастую не понимает, что с ним происходит, и начинает испытывать комплексы по поводу собственной внешности;
  • новый образ может не нравиться, а новые ощущения − пугать;
  • появляется потребность в общении с противоположным полом, но в силу своей неопытности подростки ещё не знают, как правильно это делать;
  • из-за возникающих перемен у многих подростков появляется повышенная эмоциональная возбудимость;
  • происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится определить своё место и роль в обществе других людей;
  • появляются вопросы, связанные с выбором профессии.

Учитель: «Чтобы справиться со всеми трудностями подросткового возраста, подростку необходимо решить ряд жизненных задач. Известный американский психолог Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными для обретения самостоятельности».

В задачи развития юности входит:

  • принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом;
  • формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками своего и противоположного пола;
  • принятие мужской или женской роли;
  • достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
  • подготовка к трудовой деятельности;
  • подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни;
  • появление желания нести ответственность за себя и общество;
  • обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

Вопрос: «Какие из обозначенных психологом задач являются наиболее актуальными для вашего возраста?»

Вопрос: «Зависит ли выполнение жизненных задач от конкретных действий подростков, или эти задачи могут решаться сами по себе?»

Чтобы решить любую задачу, нужно совершить конкретные действия, это правило относится и к решению жизненных задач.

Учитель предлагает выполнить задание (приложение).

Задание кейса: соотнести жизненные задачи, сформулированные психологом, с возможными действиями подростка и дополнить имеющиеся примеры.

Для выполнения задания кейса школьники работают в группах (время для работы − 5 минут).

Учитель возвращается к теме классного часа «Что значит быть подростком?» и предлагает ребятам ответить на этот вопрос, письменно продолжив предложение «Быть подростком − значит…»

Насколько гладко и безболезненно ребенок пройдет этапы взросления, во многом зависит и от родителей, их собственной готовности, понимания и поддержки своего ребенка. Несмотря на то, что каждый ребенок входит и переживает этот жизненный этап по-своему, некоторые общие особенности и черты поведения присущи большинству ребят этого возраста:

  • Организм претерпевает существенные физиологические изменения.
  • На формирование личности в этот период значительное влияние имеет процесс полового созревания.
  • Может меняться характер, пристрастия, интересы.
  • Чувственные переживания становятся болем глибокими, случаются резкие перепады настроения, эмоциональные всплески.
  • Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками и общественно значимая деятельность.
  • Подростки протестуют против родительського контроля, но в то же время очень сильно нуждаются в поддержке со сторороны близких.
  • Возрастает влияние сверстников и окружения: самооценка зависит от внешней оценки и статуса в подростковой группе.
  • Формируется собственная система ценностей.
  • Дети испытывают противоречие между ощущением «взрослости» и отношением к ним как к ребенку.
  • Проявляется склонность к экстремальному и рискованному поведению.

Предупреждение рисков

Рискованное поведение присуще многим, но отнюдь не всем подросткам. Однако именно в этом возрасте высока вероятность, что ваш ребенок попробует испытать этот мир на прочность. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства, высокий риск — это побочный продукт обостренной познавательной деятельности. Часто они даже не подозревают, что их поведение опасно.

Поэтому родителям важно понять смысл, мотивы и возможные последствия риска для каждого подростка, чтобы вовремя предупредить и свести к минимуму возможные негативные последствия такого поведения. Родителями всегда, особенно если это их единственный ребенок, движет стремление уберечь его от опасностей и несчастных случаев. Но как скажется такое поведение родителей на судьбе их детей? Такие люди стремятся избегать риска – а значит, и новых ситуаций, новой информации, новых переживаний, любого нового опыта. Гиперопека со стороны родителей, которые лишают детей самостоятельности, может привести к тому, что ребенок не научится самоутверждаться в коллективе, сопротивляться давлению сверстников, будет легко поддаваться уговорам, может стать жертвой обмана или манипуляций. К такой же ситуации может привести и другая крайность – отсутствие контроля со стороны родителей, предоставление ребенку полной свободы действий.

Основными рисками
в подростковом возрасте являются:

Как правило курение становится одной из первых и наиболее распространенных проб подростка почувствовать себя взрослым.

К сожалению, многие родители, а зачастую и школа, относятся к этому весьма толерантно.

Основными причинами начала курения многие подростки называют: желание казаться взрослым, быть принятым в подростковой среде, снять стресс и т.д. Чем моложе возраст юного курильщика – тем стремительнее формируется зависимость.

Начиная курить, некоторые подростки в 16 лет уже сожалеют об этом, но чувствуют, что не способны остановиться. Поэтому одна из задач взрослых – отодвинуть момент начала курения. Но еще лучше – не допустить его вовсе, ведь с началом курения повышается риск попробовать другие наркотические вещества!

Читайте также:  Диахим ликвор

Если ребенок закурил, лучший выход – спокойно разобраться, почему он это сделал. Если подросток начинает курить за компанию, опасаясь насмешек курящих друзей, нужно подсказать ему, что отказ от курения – это проявление индивидуальности, желания быть самим собой, и его станут больше уважать за самостоятельный выбор.

Если сигарета – это способ показать свою взрослость, то предложите выразить это по-другому, например, взять на себя больше ответственности, больше участвовать в принятии решений, учиться отстаивать свою точку зрения – в общем, вести себя по-взрослому.

Кроме личных причин, которые побуждают подростка впервые попробовать алкоголь, есть целый ряд способствующих этому социальных факторов. Вот некоторые из них:

  • Алкогольные и слабоалкогольне напитки доступны подросткам. Запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним достаточно просто обойти (об этом свидетельствуют сами подростки).
  • Алкоголь также доступнен из-за низкой цены.
  • Реклама алкоголя разрешена, агрессивна, с участием молодежных кумиров, звезд эстрады и спорта.
  • В современном обществе употребление алкоголя, как и курение, уже не рассматривается как отклонение, а скорее считается вполне социально приемлемым поведением.

Большинство подростков чаще всего употребляют пиво и слабоалкогольные коктейли, полагаясь на обманчивую, так называемую, «легкость» таких напитков. Наркологи предостерегают – пиво и слабоалкогольные напитки вызывают быстрое привыкание и не менее сильную зависимость чем крепкие напитки. Устойчивое пристрастие чаще возникает у подростков, чьи друзья, родственники или родители регулярно выпивают.

Среди причин употребления алкогольных напитков подростки часто называют желание усилить хорошее настроение или исправить плохое, отвлечься от проблем, облегчить общение с противоположным полом, почувствовать себя взрослым, не отставать от сверстников. Другие мотивы – любопытство, «просто так», «от нечего делать» и домашние праздники и торжества.

Риски связанные с употреблением алкоголя подростками:

  • Неадекватное восприятие ситуации в состоянии опьянения — рискованное поведение, травмы, несчастные случаи.
  • Незащищенные половые контакты под воздействием алкоголя, повышенный риск стать объектом насилля.
  • Стремительное формирование зависимости.
  • Гормональные расстройства.
  • Бесплодие как следствие злоупотребления (этому подверженны как девочки так и мальчики).

Распознать и подтвердить употребление наркотиков можно по: косвенным признакам, экспресс-тестам, наркологической експертизе.

Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости могут быть специфическими для отдельных препаратов и общими для всех типов наркотиков. Чаще всего их могут распознать именно родители:

  • Нарастающая скрытность подростка (ребенка)
  • Увеличение времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома во время, которое раньше проводил в семье или за уроками.
  • Ваш ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше задерживается в постели с утра.
  • Падает интерес к учебе и привычным увлечениям. Снижается успеваемость, учащаются прогулы школьных занятий.
  • Увеличиваются финансовые запросы, подросток начинает выпрашивать или требовать каждый раз большие суммы денег.
  • Тревожным признаком является исчезновение из дома денег, банковских карт, ценных вещей.
  • Появляются новые подозрительные друзья или поведение старых приятелей становится подозрительным.
  • Разговоры с друзьями ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.
  • Настроение ребенка меняется по непонятным причинам очень быстро, и часто не соответствует ситуации: добродушие и вялость в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.
  • Наличие следов инъекций на венах рук, под коленями или на других частях тела.

Если в вещах ребенка встречаются шприц, сушеная трава, непонятный порошок, разноцвет-ные таблетки с выдавленными на поверхности картинками или марки, не очень похожие на почтовые (ЛСД). Прямо спросите ребенка об этом и внимательно следите за его реакцией.

Не верьте оправданиям, объяснениям и заверениям, что это «Для уроков химии, биологии», что «это принадлежит другу» и т.п.!

Наркологи рекомендуют не оставлять без внимания и немедленно реагировать на все проявления подозрительного поведения ребенка, которые вас беспокоят!

Как родители могут снизить риски

Инициируя разговор о курении, употреблении алкоголя и других наркотических средств до того, как подросток познакомится с ними родители увеличивают вероятность того, что информация о влиянии вредных привычек на организм, поможет ребенку сделать осознанный выбор и сохранить здоровье. Если ребенок уже начал экспериментировать с сигаретами, алкоголем или наркотиками, можно вместе с подростком честно обсудить все «плюсы» и «минусы» такого поведения. Внимательно выслушав его аргументы «за», мы можем помочь ему найти как можно больше аргументов «против».

  • Развивайте навыки противодействия групповому давлению, усиливайте самооценку и уверенность ребенка
  • Объясните, что пропаганда курения и употребления алкоголя, как модного стиля жизни, обслуживает интересы производителей этой продукции
  • Продемонстрируйте влияние на организм и на здоровье будущих детей
  • Влияние на внешность и привлекательность
  • Объясните, что курение уже не в моде, что в общественных местах и на работе его сильно ограничивают или вовсе запрещают, а за нарушение правил придется заплатить немалый штраф. Посчитав вместе с сыном или дочерью, сколько курильщик тратит на сигареты, родители могут показать, что на эти деньги вполне можно купить что-то, о чем ребенок мечтает.
  • Поощряйте активный образ жизни, занятия спортом и расширение круга интересов ребенка. Помните о собственном примере. Если вы сами курите, постарайтесь бросить; предложите бросать вместе. Если не получается, честно признайтесь в этом и укажите на себя как на пример мещающей вам зависимости, от которой даже при желании сложно избавиться.
Читайте также:  После инъекционные осложнения профилактика

Предоставляйте поддержку в прекращении вредных привычек тем, кто уже курит или регулярно употребляет психоактивные вещества!

Семьи, где ребенку уделяют должное внимание, интересуются его проблемами, друзьями и времяпровож-дением, а также прививают навыки эффективного общения, критического мышления и принятия решений, умение управлять чувствами и эмоциями, реже сталкиваются с такими проблемами.

При подготовке данного раздела использованы материалы, опубликованные на сайте Журнала PSYCHOLOGIES в рубрике «Территория ТEENS» в течение 2012-2013 гг. «Территория ТEENS — путеводитель для родителей подростков» это совместная инициатива Бюро ЮНЕСКО в Москве и редакции журнала PSYCHOLOGIES

Ранний подростковый возраст (1112 лет) – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания, что не позволяет выделить физиологические и психофизиологические перестройки организма, определяющие эффективность познавательной деятельности и целенаправленное поведение детей 1112 лет.

Опасный возраст

Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с эндокринной перестройкой организма, не столь однозначны: есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.

В последние годы сотрудники Института возрастной физиологии РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей:

– состояние физического и психического здоровья,

– адаптивные возможности организма,

– функциональное развитие мозга и познавательной деятельности.

Важность выделения этих вопросов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Все это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.

Для подросткового периода характерна наиболее высокая чувствительность к любым неблагоприятным влияниям.

Школьные факторы риска – такие, как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий – могут оказывать более выраженное отрицательное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме.

К сожалению, среди 11–12 летних подростков только 20–25% здоровых (1-я группа здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и становятся причиной школьных трудностей.

Каждый пятый ребенок 1112 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокий уровень так называемого «социального стресса» из-за страха несоответствия ожиданиям окружающих.

Это чувство испытывают 30–40% подростков, причем чаще всего девочки 12 лет. У них более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.

О чем говорят эти данные? Прежде всего о неадекватности требований и психологическом давлении и непонимании со стороны взрослых.

Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем.

В подростковом возрасте часто отмечается гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивое состояние нервной системы.

Переходный этап

Возраст детей 11–12 лет представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки).

Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно усиливаются перестроечные процессы, вызывающие каскадный полифункциональный дисбаланс.

Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков 1112 лет, связаны прежде всего с активным выделением половых гормонов.

Под их влиянием существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы.

В специальных исследованиях изучалось влияние на выбор подростком стратегии действий способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих поступков.

Оказалось, что вплоть до 12-летнего возраста способность к предвидению таких последствий остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе. Не сформирована у них и система контроля своих ошибок.

Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность предвидеть отдаленные результаты своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Отсюда и легкость формирования любого рода зависимостей – от токсической до компьютерной.

Ссылка на основную публикацию
Эскапел отзывы гинекологов и последствия
Gedeon Richter [Гедеон Рихтер] Аналоги Эскапел Gedeon Richter [Гедеон Рихтер] Фами Кер Лимитед Товары из категории - Контрацептивы Laboratorios Leon...
Энтеровирус инфекция у взрослых
Энтеровирусные инфекции (ЭВИ) - группа острых заболеваний, вызываемых энтеровирусами, и характеризующиеся многообразием клинических проявлений от легких лихорадочных состояний до тяжелых...
Энтеровирус лечение у детей прыщиков
Энтеровирусная и ротовирусная инфекция довольно часто выявляется у детей раннего возраста. Многие родители думают, что такие заболевания являются схожими, но...
Эскузан описание
Флакон объемом 20 мл, содержит раствор для применения внутрь. Основанный на тиамине и эсцине, он предназначается для терапии венозных заболеваний....
Adblock detector