Что такое моральное поведение

Что такое моральное поведение

Аморальное поведение заключается в совершении поступков и действий, формально не запрещенных законом, однако противоречащих обычаям и устоям общества. Под моралью понимается комплекс общепринятых ценностей и правил поведения, существующих в гражданском и социальном обществе. В этой статье рассмотрим, когда аморальное поведение может повлиять на правоотношения, и в чём оно выражается.

Правовое понятие моральных норм отсутствует в законодательстве РФ. Это создает сложности при квалификации поступков граждан, чьи слова, действия или поведение формально не нарушают закон, однако вызывают общественное порицание. Такое поведение может повлечь дополнительные правовые последствия по закону:

  • статья 81 ТК РФ позволяет уволить сотрудника, чья работа связана с воспитательными функциями, за совершение аморального поступка;
  • по ст. 61 УК РФ, аморальное или противоправное поведение потерпевшего, рассматривается как смягчающее обстоятельства для подсудимого;
  • в иных случаях. предусмотренных ведомственными актами и инструкциями (например, нарушение кодекса моральной этики может повлечь дисциплинарные санкции к судьям, сотрудникам МВД и т.д.).

Так как понятие морали носит оценочный характер, в перечисленных выше случаях нужно доказать, что поведение граждан нарушает указанные нормы.

Прежде всего, особое внимание обращается на надлежащее поведение учителя с воспитанниками (школьниками, студентами и т.д.). Исходя из положений судебной практики, в состав аморальных поступков учителя может включаться:

  • грубые, нецензурные и оскорбительные выражения в адрес учеников, либо высказанные в их присутствии;
  • доказанный факт развратных действий, даже если он не повлек ответственности по нормам КоАП РФ или УК РФ;
  • совершение иных действий, унижающих честь и достоинство воспитанников.

При выявлении указанных фактов, по месту работы проводится служебное расследование. Доказанные случаи аморального поведения дают право уволить учителя по дискредитирующим обстоятельствам – по п.8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Работник вправе давать свои пояснения при проведении служебного расследования, а также оспаривать увольнение в суде.

В рамках уголовного процесса аморальные действия и поступки потерпевшего могут существенно повлияют на размер санкций для подсудимого.

Для иных категорий граждан нарушение норм морали будет носить дисциплинарный характер. Например, аморальный поступок сотрудника МВД или судьи, подрывает авторитет правоохранительных и судебных органов. Напрямую уволить за такие действия нельзя, однако поступки граждан будут рассматриваться на квалификационных и дисциплинарных комиссиях – последствия могут наступить в форме устного или письменного порицания, предупреждения, ограничений по службе или отказе в продлении полномочий.

Определять аморальность поступков и поведения в каждом случае предстоит индивидуально. Это может быть связано с направлением деятельности граждан, территорией и регионом проживания, статусом свидетелей аморальных действий. Такой оценочный характер аморального поведения дает возможность оспаривать случаи увольнения или применения мер дисциплинарного воздействий.
С сайта adm-pravo.ru

Примеры безнравственного поведения можно часто встретить в обществе. Наверняка каждый из нас видел подобных личностей в транспорте, магазине, на улице. Частенько можно услышать ругань, увидеть лиц в состоянии алкогольного опьянения, а также тех, кто мусорит на улице. К антиобщественным, безнравственным поступкам относится и шум в квартире, который мешает соседям. Те, кто включает на полную громкость музыку у себя дома, не заботясь об окружающих, также презирает общественные нормы.

Говоря об аморальном поведении, часто имеют в виду безнравственность, разврат. Люди, ведущие подобный образ жизни, нескромны и распущены. Аморальность может проявляться даже в разговорах: нескромных анекдотах, фривольных шутках, издевках, насмешках над окружающими.

Различия в культурных традициях

Понятия аморальности различаются и зависят от разных факторов. Это могут быть национальные, религиозные особенности, а также это понятие меняется со временем. То, что было невозможным 100−200 лет назад, сейчас воспринимается совершенно нормально.

Нравственность и мораль формируются под влиянием семьи и общества. С течением времени многое воспринимается совершенно по-другому, нормы меняются. Если 200 лет назад общение между мужчиной и женщиной вне брака сложно было представить, то сейчас это встречается повсюду и считается абсолютно нормальным.

В современном мире понятие аморальности стало больше относиться к понятиям законности и противоправности. Сейчас уже никто не осудит человека за какой-то вызывающий наряд или личную жизнь, как это было раньше. Но конечно же, остались вечные понятия морали. Как и прежде, считается недопустимым оскорблять человека, издеваться, вести себя в обществе грубо и вызывающе.

В христианском и мусульманском обществе понятия морали также различаются. По исламским законам и сейчас считается аморальным женщине появляться на улице с непокрытой головой и без сопровождения мужчины. Такие различия говорят о том, что понятие морали связано с культурными и религиозными традициями.

Характеристика аморальных личностей

Аморальную личность можно легко узнать не только по поведению, но и по характеру. Таких людей отличает жадность, злость, зависть, чревоугодие. Часто они придерживаются анархических взглядов, отрицают существующие нормы и стараются расшатать устои. Оказываясь в коллективе, аморалы совершенно не заботятся о том, как отразится их поведение на остальных. Они могут громко разговаривать, слушать музыку, плевать на пол и оскорблять окружающих.

Примеры аморального поведения:

  • ненормативная лексика в коллективе;
  • не уступить место в транспорте старикам, детям или беременным женщинам;
  • толкнуть выходящего из автобуса человека, чтобы шел быстрее;
  • пролезть без очереди;
  • бросить окурок на пол.

Причины аморального поведения

Самой частой причиной появления антиобщественного поведения является безнаказанность. Люди не делают замечания лицам, ведущим себя аморально. Происходит это по нескольким причинам: некоторым просто все равно, как ведут себя окружающие, они заняты только собой. Часто бывает, что члены коллектива боятся сделать замечания аморальному человеку, так как он ведет себя агрессивно и представляет собой угрозу для остальных.

Многие примеры аморального поведения не относятся к административным или уголовным правонарушениям, поэтому следить за тем, чтобы их не было — это задача общества. Основы воспитания должны идти из семьи. Именно родители прививают детям нормы поведения в коллективе. Но если ребенок или взрослый повел себя недостойно, то задача окружающих — указать ему на это.
С сайта liveposts.ru

В этой статье вы узнали, про аморальное поведение. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Современные ученые считают, что корни морали уходят в биологию, а точнее – в особенности строения и работы головного мозга. Средний человеческий мозг способен распознавать эмоции и вживаться в чувства другого человека. Это социально обусловлено и нацелено, главным образом, на сотрудничество.

Вот что пишет по этому поводу известный исследователь головного мозга профессор Dick Swaab (Дик Свааб).

«»Моральные нормы не были выработаны религиями, а возникли в результате эволюции животных, проживающих группами, в т.ч. человека. А религии лишь переняли их. Эти правила призваны способствовать сотрудничеству и взаимной поддержке внутри совместно проживающей группы. Они выполняют функцию социального контракта, который налагает множество ограничений на членов группы.

Моральная психология Дарвина (1859) основывалась не на эгоистической конкуренции между индивидами, а на социальной вовлеченности в жизнь группы. Эволюционно взаимная помощь происходит из любящей заботы животных-родителей о своем потомстве. Впоследствии это распространилось на соплеменников по принципу: кто делает добро, того встречают добром. В какой-то момент сопереживание другому стало самостоятельной целью. И, наконец, этот продукт миллионов лет эволюции, который стал основой морали человека, пару тысячелетий назад был абсорбирован религиями. Следует отметить, что многие мировые политики цинично злоупотребляют этим механизмом, объявляя кого-либо общим врагом своего общества, так как «»общий враг»» – это сильнейший раздражитель для чувства единства сообщества.

Читайте также:  Пна артерия сердца

Биологическая цель морали – содействие членам своей группы. Когда мы говорим о моральном долге – то это прежде всего преданность своей семье, роду и общине. При обеспечении гарантий выживания и здоровья самых близких, сфера преданности может расширяться – до Евросоюза, Запада, Третьего мира и благополучия животных.

Исследования не показывают достоверных различий в моральных выборах атеистов и верующих. Специалист в этой области Frans de Waal, более того, показал, что люди, действуя, вообще практически никогда не думают о моральной стороне своих поступков. Они действуют быстро и инстинктивно, и это обусловлено мощной биологической основой. Потом, задним числом, человек придумывает обоснование для своих молниеносных и бессознательных действий.

За миллионы лет эволюции наши моральные ценности выстроились на бессознательных универсальных ценностях. При этом развитие морального поведения заметно уже в довольно раннем возрасте, что, в сочетании с моральным поведением животных, является аргументом в пользу биологической природы такого поведения. Маленькие дети, еще не умеющие говорить, утешают членов семьи, испытывающих боль – как у человекообразных обезьян.

Шимпанзе, как и дети человека в возрасте полутора лет, демонстрируют альтруистическое поведение без какого-либо вознаграждения в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Они могут предложить другому шимпанзе палку, как ребенок предлагает карандаш – просто потому что они не могут иначе. И они делают это неоднократно, не получая за это никакого вознаграждения. Таким образом, корни альтруизма уходят очень глубоко.

«»Моральная сеть»» головного мозга

В нашем мозге существует «»моральная сеть»», нейробиологические кирпичики которой постепенно возникли в процессе эволюции. Во-первых, мы воспринимаем эмоции других людей с помощью так называемых «»зеркальных нейронов»». Зрительное восприятие движения рукой, совершаемого другим человеком, стимулирует в Вашем мозге те же клетки, которые бы активизировались, если бы движение рукой совершали Вы сами. Зеркальные нейроны лежат в основе нашего обучения через подражание. Имитационное поведение в значительной мере – автоматическое. Новорожденный младенец человека, которому менее часа от роду, уже в состоянии копировать движения рта взрослых. Зеркальные нейроны задействованы и для эмоций. Они позволяют нам почувствовать, какие эмоции испытывает человек, и они, таким образом, составляют основу эмпатии. Зеркальные нейроны обнаружены в префронтальной коре (ПФК) – самом переднем отделе мозга, а также в других отделах коры головного мозга.

Наша ПФК отвечает за важные компоненты нашей моральной сети. ПФК обеспечивает соотнесение воспринимаемых эмоций с понятиями морали. Она реагирует на социальные сигналы и притормаживает импульсивные эгоистические реакции. ПФК крайне важна для ощущения честности «»договора»». Значение ПФК для нашего морального чувства выявилось на людях с последствиями повреждения этого отдела мозга в результате опухолей, огнестрельных ранений и других поражений, которые могли привести к асоциальному, психопатическому и аморальному поведению. Так, один американский судья получил осколочное повреждение префронтальной коры от взрыва гранаты. После этого у него не возникало больше никаких эмоций по отношению к обвиняемым, и ему пришлось уйти с этой работы. Повреждение ПФК в юном возрасте ведет к расстройствам морального чувства и поведения, которые мы наблюдаем у психопатов. У мужчин, обвиненных в убийствах, обнаружены отклонения в функционировании ПФК. Пациенты с фронто-темпоральной деменцией – болезнью, которая начинается в ПФК, — довольно часто демонстрируют асоциальное и криминальное поведение, в т.ч. непристойные предложения и посягательства сексуального характера, нарушения правил дорожного движения с возможными пострадавшими, физическое насилие, мелкое воровство, но также кражи со взломом и педофилию. Как впоследствии выяснилось, эти изменения в поведении были началом болезненного процесса.

Префронтальной коре принадлежит главная роль в решении моральных проблем, например, задач, в которых для спасения нескольких жизней надо пожертвовать жизнью одного невинного человека. Для большинства людей принять такое решение – дело невозможное, но люди с повреждениями ПФК выдадут очень холодные и крайне обезличенные рассуждения. При принятии подобных страшных решений они не чувствуют ни эмпатии, ни сопереживания.

Помимо ПФК, есть и другие кортикальные и субкортикальные области мозга, которые играют важную роль в нашем моральном функционировании. Это, в частности, самый передний отдел височной доли с миндалевидным ядром, перегородка между желудочками, система вознаграждения (вентральная тегментальная область) и гипоталамус. Все эти области необходимы для мотивации и эмоций нашего морального поведения. Миндалевидное тело также участвует в оценке социального значения выражений лица и соответствующей реакции на него. У убийц и психопатов обнаружены отклонения в функциях миндалевидного тела, что объясняет, почему психопаты меньше реагируют на такие выражения лица, как подавленность и страх. У мужчин, обвиненных в убийстве, обнаружен дефицит функционирования в височной коре.

Таким образом, моральная сеть расположена не только в коре мозга – эволюционно позднем отделе. Эволюционно «»старым»» отделам мозга принадлежит ключевая роль в нашем моральном функционировании. Типичные моральные эмоции, например, чувство вины, сопереживание и эмпатия, стыд, гордость, презрение и благодарность, отвращение, глубокое почтение, возмущение и гнев зависят от взаимодействия вышеупомянутых отделов головного мозга.

Функциональное сканирование головного мозга, выполненное при решении невозможной моральной задачи, например, задушить плачущего младенца, чтобы спасти жизнь большего количества людей, показывает изменение активности в отделах мозга, о которых уже ранее было известно, что их повреждения или новообразования в них могут привести к моральным проблемам.

Но, говоря о позитивной роли моральных импульсов, не следует забывать, что эмпатия не только позволяет лучше понять переживания другого человека, но и дает представление о том, что человек испытывает, если его подвергнуть оскорблениям или пыткам, и кто-то может с воодушевлением пойти по этому пути»».

Корни семи смертных грехов обнаруживаются в мозге

Тему морали и мозга развивает нейропсихолог проф. Margriet Sitskoorn (Маргрит Ситскоорн), которая занимается исследованиями связей между головным мозгом и поведением. В своей книге «»Страсти мозга: почему грешить так привлекательно»» (ориг. на нидерл. «»Passies van het brein – Waarom zondigen zo verleidelijk is, 2010″») она пишет, что известные с начала летоисчисления семь смертных грехов – сладострастие, гнев, зависть, чревоугодие, леность, гордыня и алчность – закреплены в мозге человека, и у каждого из них есть свое место. Используя яркие клинические случаи и результаты научных исследований, Sitskoorn описывает, как эти грехи действуют на центр вознаграждения / наказания в мозге, и какие еще центры головного мозга в них вовлечены.

Читайте также:  Чодкб челябинская областная клиническая больница

Каждая из глав книги посвящена отдельному греху. В главе об алчности она описывает случай мужчины, который так увлекся собиранием различных вещей – от холодильников и пылесосов до пустых коробок и старых газет, что буквально выжил себя из дому – ему просто в нем не осталось места. В главе о чревоугодии описывается женщина, которая бы закормила себя до смерти, если бы ее постоянно не контролировали. А в главе о сладострастии описывается мужчина, который, завидев женщину, испытывал потребность коснуться ее груди. Во всех описанных случаях речь идет о повреждениях в определенных частях префронтальной коры.

Как известно, ПФК не только играет важную роль в оценке ситуации и способности поставить себя на место другого, но и регулирует куда более древние инстинкты выживания, в которые уходят корни грехов. Собирательство – это хорошее качество, если дальше следует период ограниченных ресурсов, но во времена изобилия оно должно быть ограничено.

Автор отмечает, что мощное воздействие этих древнейших инстинктов обусловлено их связью с центрами боли и удовольствия. Никто не хочет боли, и все хотят удовольствий, и желательно, чтобы одно другому не мешало. Исследования последних лет с использованием функционального сканирования выявляют сложные паттерны в мозге и позволяют лучше понять, что лежит в основе сильно дезорганизованного поведения.

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения.

Скачать:

Вложение Размер
konsultaciya_dlya_vospitateley_i_roditeley_moral.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей.

Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения.

Долгое время считалось, что полноценное моральное поведение превосходит психологические возможности дошкольников. И в качестве самостоятельной задачи морального воспитания оно практически не ставилось.

Работы отечественных психологов за последние 25 убедительно показали: старшим дошкольникам поступки такого рода вполне доступны. Более того, можно утверждать, что если мы «упустим» этот период и не сформируем у детей в возрасте между шестью и семью годами простейшие формы морального поведения, то добиться этого результата позже будет значительно сложнее.

В понятных и естественных для них условиях старшие дошкольники вполне способны к полноценному моральному поведению. А у тех. У кого эта способность ранее отсутствовала, её можно сформировать. И эту возможность воспитания ни в коем случае нельзя упустить.

Как говорит народная мудрость, «свято место пусто не бывает». Если та часть внутреннего мира ребёнка, где может рождаться отказ от сиюминутной выгоды ради моральных принципов, не будет своевременно заполнена достойным содержанием, его место займут другие, менее желательные мысли и побуждения.

Попробуем раскрыть это утверждение. Старший дошкольник достаточно часто оказывается в ситуациях морального выбора: рассказать о своей шалости или свалить вину на другого? Незаметно взять чужие игрушки, лакомство или преодолеть желание завладеть этими вещами? Обмануть сверстника пари обмене игрушками или нет? И т.д.

Всё это несущественные, с точки зрения взрослых, мелочи! Но, решив скрыть свой поступок, присвоить чужое, поменять испорченную игрушку на хорошую, получив от этого удовлетворение и убедившись в успешности и безнаказанности таких отступлений от морали, ребёнок в следующий раз будет делать то же самое, но легче, быстрей и охотней.

Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их ещё и ещё раз. В то же время преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем.

Можно сказать, что положительный или отрицательный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому, именно в этом возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребёнок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.

Психологические предпосылки морального поведения. Что же представляет собой моральный поступок психологически? Моральным является выбор поступка, отвечающий принципам морали, но требующего при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.

Это значит, что человек может. Во-первых, поступить двумя различными способами – или подчиниться требованиям морали вопреки своим интересам, или удовлетворить свои желания вопреки моральным нормам. Во-вторых. Он должен сделать этот выбор сам, в отсутствии внешнего контроля и принуждения.

Когда должна осуществляться критическая моральная самооценка? Очевидно, чтобы влиять на реальный поступок, она должна быть дана до его совершения.

Итак, основными психологическими условиями морального выбора являются:

  1. содержание образа – Я (в него должно входить представление о наличии у себя моральных качеств и одобрение их в себе);
  2. способность осуществлять критическую моральную самооценку.

Какие из перечисленных психологических образований, обеспечивающих моральное поведение, имеются у дошкольников?

Первое условие – образ – Я и его содержание . К концу третьего года жизни наличие у детей образа – Я является совершенно очевидным. Они начинают вполне осмысленно употреблять слово «я», понимают, что они самостоятельные, отдельные от других существа, что у них есть свои желания (часто непонятные и забавные, с точки зрения взрослых), и право их иметь они готовы отстаивать.

В содержание образа – Я входят некоторые знания о себе. Наиболее определёнными являются представления о своей внешности. Дети трёх лет могут не только показать, но и правильно ответить на вопросы, если у них нос, пальцы на руках и ногах. Хвостик, пёрышки и т.д. Они также достаточно осведомлены о таких моторных умениях. Как бег, прыжки и т.д. Несколько позже появляются представления о наличии у себя некоторых обобщённых качеств. На вопрос, «Какой ты?» 75% детей двух с половиной – трёх лет вообще ничего не отвечают, а самые активные тычут себя пальцем в грудь, как бы говоря: Вот я какой». Похожая картина наблюдается и на четвёртом году жизни: 60% детей не отвечает на этот вопрос, а оставшиеся называют своё имя, пол, иногда говорят: «Никакой», и только единицы считают, что они большие и сильные.

Существенный перелом в этом отношении начинается после четырёх лет. Число детей, не отвечающих на вопрос, какие они, резко снижается до 14%, остальные называют своё имя и пол или указывают такие качества, как хороший или большой.

После пяти лет практически все дети отвечают на данный вопрос. При этом 80% из них указывают именно на свои качества (большой, хороший, умный, красивый, добрый), остальные характеризуют себя так: «Хожу в садик». У детей в шесть-семь лет появляются и собственно моральные характеристики. Так 35% детей упоминают среди своих качеств такие, как «добрый», «не жадный», «не злой», «тоже занимаюсь добрыми делами».

Наряду с этим всё большее место в образе – Я начинают занимать представления о своих знаниях и умениях, которые. Однако. Не всегда соответствуют реальности.

Образ – Я включает и отношение ребёнка к тем качествам, которые, как он считает, ему присущи. Например, у каждого есть представление о своей внешности. Но одни оценивают её очень высоко (на вопрос «Какая ты?» девочка с придыханием отвечает: «Очень красивая»); другие не обращают на внешность внимание, а третьи страдают от реальных или мнимых недостатков своей внешности. Что касается собственно моральных черт, то они осознаются старшими дошкольниками значительно хуже, чем такие качества, как сила, ловкость или конкретные умения и знания.

Второе условие – способность к критической моральной самооценке . Она также частично представлена у старших дошкольников. У них есть так называемые общая самооценка и частные самооценки. Первая отражает общее отношение к себе и практически у всех является положительной, а у большинства и весьма высокой. Частные самооценки представляют собой оценки своих возможностей и достижений в чём-то конкретном: спорте, рисовании, чтении, счёте и т.д.

Самооценка, как и любая оценка, предполагает наличие шкалы и критерия, с которыми соотносятся собственные качества и достижения и по сравнению с которыми они квалифицируются. Так, критерием грамотности может стать знание букв. А может – определённая скорость чтения. И тот, кто получает высокую оценку по первому критерию, может вообще не соответствовать второму.

Критическая самооценка в области морального поведения также предполагает наличие у ребёнка критериев, на основе которых он оценивает свои поступки. Как правило. Такими критериями являются не столько знания моральных норм, сколько положительные и отрицательные моральные характеристики, воплощённые в обобщённых образах, например в образах Буратино и Карабаса.

Третье условие – способность заранее – до совершения поступка – соотнести его с критериями, т.е. вообразить свои возможные действия в данных условиях. Эта способность имеется у всех дошкольников как результат интенсивной ролевой игры.

Ребёнок должен не считать, что ему присущи положительные моральные качества, но и ценить их в себе и дорожить ими. Он должен чувствовать, что, совершив некоторые поступки, он утратит эти качества и уже не сможет уважать себя. Одновременно перед его внутренним взором может возникать образ его антипода, т. е кого-то с противоположными качествами, отвергаемыми ребёнком, кому он не хочет и не уподобляться.

Именно моральное содержание образа — Я, готовность к критической моральной самооценке и способность предвидеть, как тот или иной выбор скажется на отношении к себе, и являются психологическими основаниями правильного морального выбора.

Моральные знания и личное отношение к нормам . Моральные представления – наиболее изученная сторона морального развития не только у взрослых, но и дошкольников. Дети постоянно сталкиваются с моральными требованиями и запретами: «Надо делиться». «Нельзя драться» и т.п. Они часто слышат от взрослых моральные оценки тех или иных определённых условий.

В детской художественной литературе широко и разнообразно представлены описания и сопоставления одобряемых и осуждаемых моралью ситуаций, поведения персонажей и соответствующие оценки.

В итоге после трёх лет дети уже имеют некоторый запас моральных знаний, могут сказать. Как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, и правильно оценить знакомые и понятные им действия и поступки. Практически все дети достаточно быстро и легко запоминают моральные требования и могут правильно ответить на вопросы, хорошо или плохо лгать, красть, обижать малышей и т.п. Некоторые дети способны даже обосновать свои суждения, почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.

Поэтому в целом моральные знания дошкольников обычно не вызывают педагогического беспокойства.

Однако помимо моральных знаний есть ещё один важнейший компонент — эмоциональное отношение к поступкам, ситуациям и требованиям, к соблюдению и нарушению норм морали. Именно это позволяет реализовать основную функцию моральных знаний оценку.

Нормы морали содержат, как известно, определённые требования и предписания того, что следует и чего не следует делать в разных обстоятельствах. Однако достаточно часто люди знают, как надо поступать, но не считаются или не согласны с этим.

В этом состоит ещё одна особенность моральных знаний. Их можно не признавать. Все знают, что Земля вращается вокруг Солнца. И если кто-то не признает этого, Земля не остановится. А от признания или непризнания моральных норм зависят и собственное поведение, и оценка других.

Чем вызвано расхождение между знанием и признанием нормы? Ярче всего оно выступает тогда, когда, несмотря на знания, люди нарушают нормы, объясняя это тем, что им трудно или не хочется поступаться своими интересами.

Менее очевидно расхождение между знанием нормы и оценкой , даваемой её соблюдению или нарушению другими в конкретных условиях. Казалось бы, оценка должна соответствовать знаниям, быть положительной при соблюдении нормы и отрицательной при её нарушении. Однако в действительности всё обстоит значительно сложнее. Это расхождение достаточно трудно выявить, особенно когда речь идёт о детях. Очень часто их правильные ответы на вопросы, например, хорошо или плохо говорить неправду, присваивать чужие вещи и т.п., не выявляют их подлинного отношения к обсуждаемым фактам.

Детям шести-семи лет (150 человек) правильно ответившим, хорошо или плохо «делить поровну» и «брать себе больше», давали шесть кружков и просили поделить их «хорошо и правильно», а затем «плохо и неправильно» между собой и двумя куклами. Самостоятельное деление «по-хорошему» и «по-плохому» должно было выявить личное отношение детей к справедливому распределению игрушек.

Оценки соблюдения и нарушения норм морали должны быть взаимосвязаны . Это значит, что, одобряя соблюдение нормы, необходимо одновременно осуждать их нарушение. Но именно эта связь отсутствует почти у половины детей. Одобряя соблюдение нормы, они вполне положительно относятся к её нарушению, причём и ими самими, и другими. И, наоборот, осуждая нарушение норм, они могут не приветствовать её соблюдение. Особенно ярко это выступает в отношении к собственным действиям. Одобряя свой моральный поступок, дети не склонны осуждать собственные отклонения от тех же норм и всегда готовы найти им объяснение и оправдание.

В итоге мы можем сказать, что правильные моральные знания ребёнка вполне могут уживаться с моральным равнодушием ко всему, что не касается его лично. И это моральное равнодушие может остаться на всю жизнь.

Поэтому мы считаем, что одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, помимо знакомства с нормами морали, формирование у них личного, эмоционального отношения к соблюдению и нарушению этих норм, а также взаимозависимости между одобрением и осуждением противоположных поступков: честности и, наоборот, нечестности; правдивости и, наоборот, лживости и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Что такое аудиометрия и как ее проводят
Аудиометрия — исследование, в ходе которого оценивают функциональные способности органов слуха. Процедура аудиометрии может проводиться как для взрослых, так и...
Что помогает понизить давление в домашних условиях
Поделиться с друзьями: В этой статьей мы подобрали для вас 5 способов понизить давление в домашних условиях. В медицине повышенное...
Что помогает при икоте у взрослого
Икота – это рефлекторные, повторяющиеся неоднократно судорожные толчкообразные сокращения диафрагмы, сопровождающиеся сдавленным звуком «ик». При этом организм пытается сделать вдох,...
Что такое ачтв в биохимическом анализе крови
Когда назначают АЧТВ анализ крови? Как подготовиться к исследованию АЧТВ? Как проводится АЧТВ анализ крови? Норма АЧТВ Видео АЧТВ повышен....
Adblock detector